Что могут герметики для шин
Возможности шинных герметиков первыми оценили спецслужбы. Так, шины, установленные на «Ситроене» Шарля де Голля, спасли ему жизнь: во время знаменитого покушения в пригороде Парижа, даже пробитые пулями, они удержали воздух. Сегодня подобные составы свободно продаются в магазинах. Рассчитаны они, конечно, не на пулевые отверстия, а на банальные проколы. Способ «ремонта» шины предельно прост: прыснул пеной в вентиль - и можно ехать. Справится даже ребенок! Но бывалые упорно держатся за старые добрые насос и монтировку, отвергая баллончик. Кто прав? Можно ли положиться на «жидкие заплаты»?
Мы приобрели шесть герметиков пяти разных фирм.
Все они предназначены для шин любого типа - камерных и бескамерных. У «Эльфа» не оказалось инструкции на русском языке. Серьезный минус! Ведь и возможности у препаратов разные (не все, например, справляются с проколами боковин), и в применении есть свои нюансы, а баллон со сжатым газом огнеопасен. В русском переводе инструкции к образцу № 4 исчезло предупреждение о том, что препарат не устраняет повреждения боковин. Так что учите языки... или закон «О защите прав потребителей».
Четыре герметика из шести - двойного действия: и дырку заклеят, и колесо накачают. Быстро, удобно и насос возить не обязательно. Однако непонятно, откуда содержимое баллона знает паспортное давление в шинах конкретного автомобиля.
Да и дырки бывают разные. Может, насос еще пригодится? Проверим. Два образца - просто бутылочки с клеем: шину придется накачать самому. Таким составом ВАЗ комплектует часть автомобилей (в нашем тесте он - под номером 5). Впрочем, инструкция к вазовскому герметику рекомендует заливать его еще до прокола (вероятно, сразу после покупки автомобиля) - тогда и подкачивать, надо полагать, не придется.
Шесть шин 175/70R13 (по числу образцов) отправились на уколы: первый - в боковину, на половине высоты - шилом толщиной 2 мм, второй - в протектор, между шашками - четырехмиллиметровым. Короткое шипение - и под весом «Жигулей» шины распластались на асфальте. Теперь дело за герметиками.
Баллоны действительно усердно пытаются накачать колеса - из дырки на протекторе сразу же начинает выходить пена, а из проколотой боковины травит... горючий газ, поэтому курильщиков отгоним подальше!
Да, давление, прямо скажем, не ахти: образцы 1 и 2 - 1,0-1,2 кгс/см2, 3-й и 4-й - и того меньше. 5-й и 6-й - не в счет: испытатели работали насосом до седьмого пота. Теперь - в пробег. Испытуемые шины - на задней оси «Жигулей», скорость - 40-60 км/ч, дистанция - 20 км. Через каждые 5 км - замеры давления. Первый и второй препараты заклеили оба прокола (первый справился быстрее). Соответственно выросло и давление - до 2,1 кгс/см2 у № 1 и до 1,5 кгс/см2 у № 2. Третий и четвертый заделали повреждение протектора, но с боковиной не справились и давление не переставало падать. Пришлось подкачивать. То же произошло с образцами 5 и 6.
Через несколько дней колеса размонтировали, чтобы оценить состояние шин изнутри. Все инструкции в один голос утверждают, что герметики не влияют на балансировку. Действительно, в покрышке мы обнаружили хоть и вязкую, но достаточно текучую жидкость. Никаких наростов или сгустков. В хорошо отбалансированной шине эта жидкость равномерно распределится по окружности. А вот как она себя поведет в колесе с заметным дисбалансом, сказать сложно.
Интересно, что герметики по-разному смачивают внутреннюю поверхность шины.
Одни, как бензин, хорошо растекаются, образуя тонкую пленку (№ 1, 2, 6), другие совершенно не прилипают к резине, перекатываясь внутри, словно вода (№ 3, 4). Продукт № 5 занимает промежуточное положение. Судя по всему, от этого свойства зависит их эффективность: чем выше смачиваемость, тем лучше результат.
Итак, если речь идет о небольших проколах протектора (что случается чаще всего), этот герметик хорошо смачивает резину (пленка по всей внутренней поверхности).
Все составы эффективны. Но стоит хоть немного повредить боковину - многие пасуют. А если помят обод, герметики вовсе не помогут. Впрочем, есть еще запаска. А герметик - хорошая альтернатива... второму запасному колесу в дальнем путешествии. Или - «дамская штучка», ведь нажать на клапан баллона легче и быстрее, чем менять колесо.
Хотя если кто-то предложит помощь, о баллончике можно и промолчать...
Анатолий Сухов,
Вячеслав Лукьянов
За рулем №10, 2001
Каталог | Контакты | Сертификаты |
Каталог |
Контакты |
Сертификаты |